Get Adobe Flash player

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.

Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

Противоречием является то, что количество подростков «группы риска» увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их.

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике. Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения правонарушений является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.

 

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних

 

Правонарушения несовершеннолетних, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения;

Причины отклонений в поведении несовершеннолетних  разнообразны.

1. Педагогическая неграмотность родителей:

2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их  безответственным отношением к воспитанию детей.

3. Отрицательный пример родителей, аморальное поведение, пьянство и др.

4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).

Непосредственным объектом социального контроля в сфере профилактики преступлений выступает личность подростка.

 

К ним, прежде всего, следует отнести:

- детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;

- трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;

- безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой.

Результаты работы с данной категорией подростков дают основание утверждать, что правонарушения среди подростков в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями формирования личности, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании, плохой организации досуга, а также в недостаточной деятельности общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.

Весьма четко прослеживается значимость таких признаков, как низкий культурный и образовательный уровень несовершеннолетних правонарушителей.

Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту несовершеннолетних, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей подростков. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и педагогов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие подростки ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов.

"Вредное влияние микросреды,— пишет болгарский психолог В. Момов, — часто оказывается сильнее по сравнению с более далеким и опосредованным влиянием макросреды». Именно это — одно из слабейших мест социализации подростка на современном этапе развития общества.

Поскольку среди подростков, совершивших преступления или правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки, школе и общественным организациям следует больше внимания уделять этому контингенту учащихся.

С ними необходимо систематически проводить целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к общественной жизни класса и школы, укреплять связь с семьей и общественными организациями по месту проживания подростков.

Наиболее пагубное влияние на подростков оказывает конфликтная атмосфера семей. Своим отношением и поведением они прививают детям грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и другие отрицательные качества.

Определенная часть правонарушителей проживает в полных, внешне благополучных семьях, но родители, проявляют неумение, а подчас и нежелание воспитывать своих детей.

В порядке ранней профилактики правонарушений, следует активизировать деятельность родительских лекториев, родительских комитетов при школах, усилить социальный контроль общественных организаций и трудовых коллективов за воспитанием детей в семье. Важно повысить ответственность родителей за исполнение своих обязанностей: заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. В работе с неблагополучными семьями и лицами, уклоняющимися от воспитания своих детей, шире применять меры общественного и правового воздействия, вплоть до лишения их родительских прав.

Большое влияние на поведение несовершеннолетних  оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию.

Поведение подростков во многом зависит от сложности обстановки, от умения разобраться в возникшей ситуации и найти наиболее правильное решение.

Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля.

 

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

 

Как известно, проблемы чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым, переходным и охватывает период от 11 до 15 лет.

Подростки в этом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности. У подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего окружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.

Одновременно происходит интенсивное социальное развитие личности, ощущение самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым - стержневая особенность личности подростка. В этот период, особое значение придается межличностному общению. Если у подростка не складываются отношения с классом; то он начинает искать общения за пределами класса, школы и зачастую попадает в самые неблагоприятные условия.

 

Особенности личности трудновоспитуемого подростка

 

Трудновоспитуемых подростков привлекает, прежде всего то, что не требует особых умственных усилий, носит легкий развлекательный характер и вызывает острые ощущения (песни под гитару, чтение книг про шпионов, развлекательные или детективные фильмы без психологических коллизий и т. п.). Они имеют большие пробелы в знаниях. Систематическая неуспеваемость способствует закреплению у них равнодушного или отрицательного отношения к интеллектуальному труду и учебе. На уроках бездельничают, домашние задания не выполняют, постепенно утрачивают вообще понимание смысла учения. Все это приводит к тому, что в общем развитии они значительно отстают от своих сверстников.

Однако, если отношения с учителями по отдельным учебным предметам у подростка складываются благоприятно, он может под их руководством достигать определенных результатов. К продуктам чужого труда относятся потребительски, не уважают его, портят вещи.

Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей на уроках и на перемене, насаждения атмосферы круговой поруки, совершения хулиганских поступков.

Отклонения в нравственно-психическом развитии таких подростков происходит вследствие ограниченности социального опыта, неразвитости и деформации личности. Для установления контактов с такими детьми важна правильная позиция взрослых. Понимание, уважение, доверие к ребенку в сочетании с требовательностью — основа взаимоотношений

 

Принципы работы по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних

 

Главные основы воспитания ребенка закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но, в общем, вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет.

Как известно, ребенок рождается с определенными задатками, посредством которых, постепенно приспосабливается к окружающему миру. Он должен усвоить не только выгодные ему формы поведения, но и те, которые требует от него среда, общество, в котором он живет. Процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни.

Одобрение действий окружающими доставляет в большинстве случаев огромное удовольствие ребенку, так как он с раннего возраста испытывает потребность в общении и очень заинтересован в их добром расположении.               Положительные взаимоотношения со взрослыми составляют основу для переживания ребенком состояния эмоционального благополучия. Поэтому взрослые не должны забывать поощрить ребенка, одобрить то или иное положительное действие его, и выказать уверенность, что в дальнейшем он будет поступать подобным образом.

Что касается проступков детей, то ни один из них не должен ускользнуть от внимания взрослых. Причем, особенно важно высказать неодобрение по поводу проступка ребенка сразу же после его совершения. Всегда давать доступную возрасту ребенка словесную оценку неодобряемому действию.

- Во-первых, разъяснить, что нельзя брать без разрешения не только какую-то конкретную вещь, но и все остальные вещи, принадлежащие другим людям, так как это плохой поступок — кража.

- Во-вторых, следить, чтобы ни один, даже самый незначительный проступок ребенка (совершенный им часто по неведению) не оставался незамеченным. Очень правильно писал по этому поводу : «Первый случай детского воровства - это не воровство, это "взял без спросу". А потом воровство делается привычкой».

Таким образом, ранняя профилактика правонарушений начинается с первых же дней рождения ребенка. Она заключается в правильной организации систематического, целенаправленного воспитательного воздействия, которое осуществляется в семье.

Но несмотря не на что, «Вы  никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, если не уясните себе одну очень важную истину: отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но все-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам подросток. И если он пошел на преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. За свои поступки отвечает сам человек!» Помогите своим примером, своей любовью, не потерять, а приобрести совесть, уверенность в себе, ибо:

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.

Поиск по сайту

Признаки подлинности банкнот Банка России номиналом 200 и 2000 рублей

Опросы населения 2019

 

Местные инициативы

 

Пройти опрос (проголосовать)

Предоставление услуг

 

 

Инструкция по регистрации на портале госуслуг Скачать

Смотреть рекламные, видео-материалы, адреса центров обслуживания и много другое на сайте Краевого центра информационных технологий

НПА Администрации

2017 © Администрация муниципального образования Искровского сельсовета

Буденновского района Ставропольского края

РИОКС by Дмитрий Есипенко

Яндекс.Метрика